Интервью с COMFORTER : Digital Noise and Porno-Spam


Итак, noise. На мой взгляд, при рассмотрении этого феномена contemporary music следует учитывать тот факт, что этот термин используется, чтобы охарактеризовать если и не диаметрально противоположные понятия, то явления, довольно далеко отстоящие друг от друга. К настоящему моменту noise: антимузыка, восходящая к экспериментам с включением в партитуру произведения шумовых элементов. Вслед за футуристами начала ХХ века, во второй половине столетия этому увлекательному занятию отдались музыканты, на которых позже был навешен ярлык "industrial". Это и Boyd Rice (NON), и Throbbing Gristle, и Einsturzende Neubauten, etc. Мотивация -- воплощение в звуке мизантропии, разработка новых форм управления и контроля, или же, как в случае с командой Биксы Баргельда, продолжение dada-исследований; следствие развития импровизационной музыки и психоделического рока 70-х, вобравшее в себя свободное отношение к структуре композиции и акцентирование внимания на feedback-нюансах. Помимо японских классиков жанра Merzbow, Masonna, Aube, Yamatsuka Eye, здесь же можно упомянуть и гитарно-барабанных Sonic Youth, эксперименты с шумом в авангардистском ключе (группа Fluxus, в деятельность которой был вовлечён и John Lennon). Работа с белым шумом здесь часто трактуется как обращение к подсознанию музыки, выявлению подавленного западной буржуазной культурой. Это звуковой психоанализ, отсюда повышенное внимание к сексуальности и различным формам body modification. В 90-е годы интерес к обработке аудиоинформации цифровыми методами привёл к появлению новой формы noise -- цифровой. Лишённый чёткой идеологической позиции (мизантропия и сексуальной насилие не играют здесь практически никакой роли), порой пересекающийся с glitch & microwave music, он сконцентрировал своё внимание на звуке как таковом. Жёсткость звучания здесь не причина, а следствие, поэтому экстремистов и арт-террористов всех мастей digital noise интересует мало. Тем не менее, всё вышесказанное -- лишь мои доводы, наблюдения и теоретизирования. В попытке разобраться в деталях этого явления, я решил побеседовать с человеком, стоящим за проектом Comforter. Причина выбора собеседника проста -- десяток релизов, авторитет в области digital noise и известность лишь в узких кругах ценителей звукового дизайна. И, чёрт побери, мне действительно нравится его музыка.


Что такое Comforter? Какова концепция проекта, кто за ним стоит, эта и другая информация, думаю, не будет лишней.

Comforter -- это мой проект, существует с 1998 года, ориентирован на радикальный звук. Если говорить о концепции или подходе к звуку категориями изобразительного искусства, то это сплав абстракционизма и экспрессионизма, где-то между Кандинским и Мунком.

В каталогах лейбла Ultra мне попадался на глаза некий Comforter INC. Ты имеешь к этому отношение?

Да, раньше я иногда добавлял "Inc." в конце. На Ultra выходило 2 релиза Comforter -- сплит с Veprisuicida, который уже давно распродан, и сплит с 2nd off the cuff. Первый лучше.

Интересно было бы проследить твоё становление именно как шумового музыканта. Предшествовал ли твоим упражнениям с noise опыт работы с более традиционными музыкальными формами?

Я начал записывать шум с 93 года. До этого были попытки играть панк и металлическую музыку, планы собрать коллектив, ориентированный на перкуссионный индастриал типа раннего Z'EV'а, TEST DEPT, Einsturzende Neubauten, etc. Желание делать собственно noise пришло также не без влияния ранних индустриальных/шумовых артистов (Heaters, NON), а также конкретной музыки, панк-нойза типа 7 Minutes of Nausea, Minch, Sore Throat и андерграундного европейского индустриального нойза начала 90-х (Unseen Noise Death, Bizarre Uproar, Audiostentch, G-Hoersturz, Extreme Hair Stentch etc.). Хотя на самом деле влияний было больше, и они были шире. Японцев, за исключением Colloid и Mad Recital я тогда практически не слышал, -- Masonna, Merzbow, Incapacitants, Georgerigegege и др. услышал где-то в 1994-95 гг...

Те твои работы, которые я слышал, сделаны на компьютере. Почему именно цифровой noise? Тебя принципиально не интересует работа с аналоговым оборудованием, или же здесь кроются какие-то иные причины?

Начинал я именно с аналогового оборудования, использовал гитарные педали, препарированные микрофоны и виниловые проигрыватели, сломанные усилители, коротковолновое радио, аналоговые синтезаторы, железо и всё такое. Потом стал исследовать возможности компьютера, в частности, меня интересовало, можно ли из него выжать полноценный фидбэк, -- так постепенно перешёл на цифровой звук.

Не мог бы ты рассказать об оборудовании, на котором работаешь?

В настоящее время это на 100% компьютерный софт. Но ни миди, ни секвенсоры я не использую.

Софт софту рознь. Нельзя ли уточнить, какие именно программы и почему?

Обычный виндоузовский софт, позволяющий получить резкий звук и манипулировать им: Reaktor, Crusher X, Audiomulch, Nuendo, Samplitude, Wave Lab и т.д. и т.п., разные более мелкие программы для получения звука какого-то одного типа, плагины для обработки... Впрочем, сейчас я планирую перейти на Linux, так что в дальнейшем это, скорее всего, будут jMax, Pure Data, SpiralSynthModular, Aube Metadecks, ZynAddSubFx, Sweep и т.п.

Это твоё окончательное решение? Возможен ли некий comeback к аналоговому саунду?

Мне хочется это сделать, когда слушаю работы K2, Runzelstirn & Gurgelstok, Sudden Infant, Veprisuicida...

Что сейчас происходит на шумовой сцене? Какие тенденции ты мог бы выделить, с кем из музыкантов ты контактируешь?

Не возьмусь сейчас заниматься обобщением тенденций. Это требует погружения в вопрос, а не поверхностных суждений. Контактов всегда было достаточно, но они не обязательно отражают тенденции.

Цифровой и аналоговый нойз. Что это: вопрос средств, которые использует музыкант, или же мы можем говорить о двух параллельно развивающихся жанрах шумовой музыки?

Я думаю, что второй вариант ближе к истине, по крайней мере в Европе или в Штатах, где эти два подхода разграничены более чётко, хотя есть и немало исключений -- люди, работающие на лаптопах, но подход к построению шума, его структура напоминают аналоговый (типичный пример -- Kazumoto Endo, в отличие от чистого digital подхода, который исповедуют Groyxo, QT?, Alienlovers in Amagasaki, etc.).

Скажи, Япония по-прежнему облачена в "жёлтую майку лидера" в этой области современного искусства, или же у самураев появились конкуренты?

Если говорить о чистом шуме, то японцы здесь традиционно очень сильны, и конкурировать с ними сложно, хотя я могу назвать массу достойных артистов и из других частей света. Если же говорить о стыке нойза с экспериментальной электроникой, конкретной музыкой, то здесь "конкурентов" всегда хватало.

Что происходит в России? Насколько я понимаю, ажиотажного спроса на noise здесь нет. Я знаю, что народ активно скупает mp3-сборники Merzbow, но он популярен настолько, что игнорировать его просто невозможно. С шумовыми артистами -- ещё проблематичнее. Почему?

Плевать на ажиотажный спрос -- его нет нигде, и никогда не было. Во всём мире большим спросом всегда пользовалась душевная мелодичная музыка, а не "шумовые артисты".

Насколько высока заинтересованность российских лейблов в тиражировании noise-продукта? Получал ли ты предложения от других значков, помимо SOI Tapes?

В России только от Ultra.

И раз уж речь зашла о SOI Tapes -- по моим сведениям, ты причастен к работе лейбла. Не мог бы рассказать о нём (политика, направленность, перспективы, статус)?

Лейбл возник в 1993 году как DIY проект, ориентированный на издание собственных работ и работ близких по духу людей. Таковым он остаётся и по сей день. Название Spirals of Involution было позаимствовано мной из книги одного советского культуролога о массовой культуре. В настоящее время существует как бы два "отделения" SOI: основное в Ярославле, им "заведует" мой брат Алекс. Ближайшие релизы: Finnexport 2003 на двух дисках (выступление Pan Sonic, Pink Twins, Borisov/Nikkila в Ярославле) (уже вышел -- прим. МО), международная компиляция "Cultural Mimicry Vol. 1", новый альбом набирающего обороты московского проекта CD-R (лучше и радикальнее, чем "Antipathetic"). В планах ещё несколько релизов, в том числе компиляция российской радикальной электроники под рабочим названием "Negative Message from Collective Mind", сейчас она находится в стадии подбора артистов, так что все желающие участвовать могут выходить с нами на контакт, присылать материал...

А второе отделение SOI?

Это я -- занимаюсь тем же самым, чем и Алекс, но в меньшем объёме.

Несколько слов о твоём последнем релизе в России -- split-альбоме с Biomass. Мне крайне симпатична твоя попытка отреагировать на порно-спам. Каково твоё отношение к этому явлению коммуникации?

Естественно, мало приятного, когда ты обнаруживаешь свой почтовый ящик забитым спамом. Или когда при поиске нужной тебе информации тебя атакуют всплывающие окна с предложениями "удлинить пенис" или немедленно зарегистрироваться на сайте любителей копрофагии. Тем не менее, эти люди часто обладают неплохой фантазией и чувством юмора в форме подачи, на что нельзя не обратить внимания. По виртуозности это иногда просто на уровне искусства (особенно, когда спам вешает браузер или приводит к перезагрузке компьютера). Всё это и натолкнуло меня на мысль сделать релиз, посвящённый этой теме...

Ты упомянул тот факт, что достаточно поздно познакомился с образцами japanoise. Следует ли из этого, что эстетическая концепция шумовой музыки, разработанная японскими музыкантами, не оказала на тебя никакого влияния? С твоей стороны это просто эстетское отношение к звуку или что-то иное?

Ты снова задаёшь вопрос, требующий длинного ответа. Прежде всего, что понимать под эстетической концепцией шумовой музыки, и как на практике шумовая музыка должна отражать эту концепцию? Естественно, можно использовать какие-то характерные внешние приёмы, уже опробованные другими, и таким образом позиционировать себя в любой желаемой категории. Удачное использование этих самых внешних приёмов иногда может привлечь внимание и к вторичному продукту. Но не думаю, что это правильный путь. Моя концепция такова: поскольку я занимаюсь не литературой, а звуком, я не должен описывать или каким-то вербальным либо визуальным образом наводить потребителя/слушателя на то, что я хочу этим звуком сказать -- звук должен говорить сам за себя (другой вопрос, насколько хорошо это у меня получается). Это, однако, не значит, что я являюсь приверженцем концепции "noise for noise's sake" -- в любой человеческой деятельности так или иначе отражается личное мировоззрение, социальный опыт и т.д., тем более, если эта деятельность не направлена на извлечение коммерческой выгоды... Но если отвечать на твой вопрос односложно, я скажу: оказала.

Твоя музыка -- это импровизация, "автоматизм", или долгая и скрупулезная работа над структурами и текстурами каждой композиции? Ты намеренно не используешь ритмических схем или так получается само собой?

Скорее, сочетание всего перечисленного тобой, с уклонами в ту или другую сторону. Ритм я всегда использовал лишь фрагментарно, в виде отдельных сэмплов или вплетений в общую структуру -- подобные вещи настраивают на лучшее восприятие следующего за ними хаоса, который суть высшая форма упорядоченности.

Проясни ситуацию с ремиксами. Что движет шумовыми музыкантами, когда они берутся за использование материалов друг друга для создания новых композиций? Ты сам не раз попадал "в чужие руки" и насколько тебя удовлетворяет такой опыт?

Ремиксы/коллаборации часто дают неожиданные результаты, а это всегда интересно. Скажем, мне было забавно послушать, что сделал Koff Koff с материалом одного прошлогоднего релиза Comforter -- семь трэков он переварил в один 40-минутный, причём если бы я не знал, что исходный материал принадлежит мне, я бы никогда его не узнал -- совершенно другой подход к звуку.

Как обстоят дела с концертной деятельностью: в прошлом, в настоящем, в будущем? Заинтересован ли ты в ней или Comforter -- 100% студийный проект?

Скорее последнее. Это не какая-то там "принципиальная" позиция, просто оттуда, где я сейчас живу, до ближайшего места, где мой звук будет интересен девяти-десяти человекам, нужно пилить сутки (или типа того) на поезде. Поэтому пока никаких планов на "концертную деятельность" нет...

Ближайшие релизы: чего нам ожидать?

Два CDR'а вышли этим летом -- "Happiness of Abundance" на лейбле Hammasratas и уже упомянутая коллаборация с норвежцем Koff Koff на TIBProd. На украинском лейбле Xenotropic Researches должна выйти кассета с перемикшированным материалом 1998 года + одним новым трэком. Также один трэк будет на новой российской компиляции SOI. Возможно, до конца года выйдет сплит Comforter / Stimbox на Xenotropic Reseaches. Пока никаких других планов...


Дискография:
1998 Comforter / Talonov Net -- split C60 (Spirals Of Involution)
1999 Comforter / Taya Niye -- split C60 (Spirals Of Involution)
1999 Comforter / Veprisuicida -- split C46 (Ultra)
1999 "Verfremdungseffekt" C90/2 (Spirals Of Involution)
2000 "Pleasant Groove to Relax" C60 (Xerxes)
2000 Comforter / Government Alpha -- split C60 (Spirals Of Involution)
2000 "The Maiming Machine" C60 (Troniks)
2000 Comforter / 2nd off the Cuff -- split C46 (Ultra)
2000 Comforter / Sonic Disorder -- split C60 (Spirals Of Involution)
2000 V/A "Solipsism 33" CDR (Solipsism)
2001 Comforter / LO.BY. -- split C90 (Spirals Of Involution)
2002 "Jihad Comes to Your House" CDR (Spirals Of Involution)
2002 "System Crash E.P." CDR (Spirals Of Involution)
2002 "The End of the Ball Game" CDR (Spirals Of Involution)
2002 "Faustrecht" CDR (Spirals Of Involution)
2003 Comforter / Lefthandeddecision -- split CDR (Spirals Of Involution)
2003 "Blatnoj Chanson" CDR (Spirals Of Involution)
2003 "Hush Money" CDR (Deserted Factory)
2003 Daruin / A. Borisov / Comforter "How to Use Friends as Organ Donors" -- 3-way split CDR (Spirals Of Involution)
2004 Comforter vs. Biomass -- split & collaboration CDR (Spirals Of Involution)
2004 "Happiness of Abundance" CDR (Hammasratas)
2004 Comforter vs. Koff Koff "Hush Hush Money" -- collaboration CDR (TIBProd)
2004 V/A "Extreme Music From Russia" CD (Susan Lawly)